Новости

?>

Путешествие во Вьетнам: особенности дошкольного образования

Для настоящего педагога, любое, даже личное путешествие превращается в анализ системы образования. Так и я, в этом году побывав во Вьетнаме по личным причинам, не смогла не поинтересоваться дошкольным образованием в этой маленькой и восхитительной стране.

Вьетнамская система образования состоит из 3-х ступеней: дошкольное воспитание, общеобразовательная школа, высшее образование.
Во Вьетнаме образовательный процесс в государственных дошкольных учреждениях начинается с поступления в детский сад в возрасте от 1,5 до 5 лет. С 6 лет их принимают в школу. В стране большой выбор государственных и частных садов (kindergarten, nursery preschool), и поэтому не существует проблемы устройства ребенка в детский сад. У местного населения наибольшей популярностью пользуются государственные детские сады, из-за низкой оплаты, но туда трудно поступить. Мне удалось посетить дошкольное учреждение под названием «The sun» или по-нашему «Солнышко». Руководитель: Nguyen Thi Thanh Hoa (на фото, первый ряд, крайняя справа).
Здание «The sun» двухэтажное, построено по типовому проекту (проект аналогичен казахстанским дошкольным организациям). Обширная благоустроенная территория для прогулок, игровой деятельности, физкультурных занятий и досугов - радует глаз. Проектная мощность – 240 детей. Оплата за детский сад – 70 долларов в месяц (1 млн. 700 000 донгов или 32 000 тг). Заработная плата педагогов именно в данной дошкольной организации - 250 долларов в месяц (115 000 тг). В детском саду – 6 групп, по 40 (!) детей в каждой группе. В каждой возрастной группе по три педагога.
Педагогический коллектив работает по Программе, утвержденной Министерством образования. В детском саду воспитанники изучают дополнительно английский и русский языки. В связи с благоприятными погодным условиями (круглогодичное лето) учебная и игровая деятельность проводятся как в помещении, так и на территории детского сада. У сотрудников, в том числе и у руководителя, имеется специальная повседневная форма: рубашки и брюки из хлопка, летняя открытая обувь.
У всех воспитанников детского сада аналогичная ежедневная форма, футболки и шорты, летняя открытая обувь, но дети могут ходить босиком, поскольку во Вьетнаме жаркий тропический климат. В группах, коридорах размещены вентиляторы. Распорядок дня отличается от нашего. Родители привозят детей в детский сад не позднее 6.30ч., заблаговременно покормив ребенка завтраком. Менталитет вьетнамцев по сравнению с нашим, не приемлет опозданий, это считается уважением к принимающей стороне. В целях безопасности детей, ворота и двери закрываются в 6.30 утра и передают детей родителям только в 17.00 ч.
Утро начинается с утренней гимнастики. Далее следуют развивающие занятия, хореография, все в рамках распорядка дня. В группах имеются предметно-развивающие зоны: творческая, познавательно-экспериментальная, игровая, музыкальная и др. В прочем, как и у нас, в Казахстане. Педагоги работают по методике М. Монтессори, оборудование и материалы имеются в каждой возрастной группе, также используют «говорящие стены». Развивает и воспитывает все: лестничная площадка, стены, столы, потолки и т.д. Однако, материально-техническая база старая. По словам руководителя, запланирован капитальный ремонт в текущем году и обновление в целом материально-технической базы детского сада и технического оборудования. Важно отметить, что образование во Вьетнаме не отделено от религии и поэтому организация «Солнышко» принимает родителей только с католической верой. С родительской оплаты детский сад жертвует в католическую церковь, остатки денег используют для укрепления материально-технической базы детского сада, приобретение пособий, игрушек и т.д.
На момент моего присутствия в детском саду, проходило творческое занятие педагога с детьми 4-х лет, где каждый ребенок выбирал себе самостоятельную деятельность по интересам. Группа девочек создавали живую композицию из цветов, мальчики лепили насекомых, кто - то рисовал цветы. Хочется отметить самостоятельность, раскрепощенность, коммуникабельность воспитанников, улыбчивость, доброжелательность друг другу и к взрослым. Далее, дети пошли на свои участки и также быстро нашли себе интересное занятие. Кто-то играл, кто-то исследовал насекомых и сразу подходил к педагогу, рассказывая о своих наблюдениях и исследованиях. Педагог в свою очередь хвалил ребенка, дополнял, расширял знания детей.
На территории имеются прогулочные площадки с безопасными пластмассовыми физкультурно-оздоровительными комплексами, видеонаблюдение, свой сайт и др. На сайте родителям можно в онлайн-режиме наблюдать за своим ребенком в группе, знакомиться с ежедневным расписанием занятий и меню, просматривать фотографии детей и видео с праздников. Ежедневно, согласно плану, проводятся спортивные досуги, игры в каждой группе.
Обратила внимание, но то, что нет дверей в некоторых помещениях, даже у руководителя, дети могут зайти к руководству, пообщаться, поделиться своими новостями, просто попросить воды.
Индивидуальных шкафчиков для детей нет. На крючках, под окном размещены рюкзаки с личными вещами воспитанников и обуви по каждой возрастной группе. У наших детей есть свой шкафчик, который кроме всего прочего является его личным пространством.
Прием пищи в отличие от казахстанских детских садов двухразовый: первый прием пищи в 11.30 и второй в 15.00 ч. Напомню, что в наших детских садах есть завтрак, ланч, обед, полдник, в некоторых дошкольных организациях есть ужин. Приведу примеры меню: в понедельник: суп тыквенный с мясом, свинина на гриле (мясо свинины допустимо, постное), фрукт гуава, на десерт (по вкусу напоминает наше зеленое кисло-сладкое яблоко). В 15.00ч. суп с морепродуктами, молоко (привозное, натуральное). Вторник: суп с морепродуктами и креветками, колбаса с гарниром, десерт, черри. В 15.00 суп с курицей. Молоко. В течение дня детям предлагаются соки, вода.
Дневной сон длится с 12.00 - 14.30ч. Хочется отметить самостоятельность всех детей, но в особенности двухлетних. Никаких памперсов, одеваются, раздеваются, складывают вещи самостоятельно и самостоятельны в приеме пищи. Вьетнамские родители по сравнению с казахстанскими, приводят детей подготовленными к детскому саду, например двухлетний ребенок умеет есть самостоятельно, пользоваться салфетками, проситься в уборную, обуваться. Для дневного сна, педагоги обустраивают игровую комнату в спальню. Дети раскладывают свои матрасики и подушки на полу, с пастельными принадлежностями, которые родители еженедельно меняют.
Налажена обратная связь творческого педагогического коллектива с родителями. Педагоги еженедельно, на стендах размещают информацию о жизни группы, а родители размещают положительные отзывы о педагогах, руководителе, коллективе, небольшие поздравительные открытки, смайлики, свои пожелания - рекомендации по улучшению работы детского сада.
Во Вьетнаме имеются и международные дошкольные организации, которые имеют современную инфраструктуру: зал для проведения праздничных мероприятий, бассейн (преимущественно на юге страны), прогулочные площадки с безопасными физкультурно-оздоровительными комплексами, видеонаблюдение, свой сайт и др. Существуют также детские сады при школах, работающие по системе «сад -школа». Например, в Хошимине есть образовательные организации «Тесла» и «Австралийская международная школа», предлагающие дошкольное и школьное образование, а также обучение на подготовительном отделении Университета Нового Южного Уэльса.
Хотелось бы отметить появление в аграрном Вьетнаме детских садов с экологическим уклоном. Это уникальный «Спиральный фермерский детский сад» (Spirals Farming Kindergarten). В экосаду применяются передовые экологические и энергосберегающие технологии: рециркуляция воды, вторичное использование отходов, подогрев воды с помощью солнечных батарей. В садах и огородах, размещенных на крыше, проходят уроки по экологии под открытым небом. Здесь дети не только наблюдают за природой, но и общаются с ней - выращивают фрукты и овощи. С малых лет дети приобретают навыки бережного отношения к природе, наглядно знакомятся с процессами энергосбережения. У них формируются основы экологической культуры.
Таким образом, для современной дошкольной системы образования во Вьетнаме, как и в Казахстане характерны многообразие детских садов по типам собственности и программам обучения.
Любому педагогу всегда интересно, как устроены системы образования других стран, на сколько они отличаются, что можно перенять, на что стоит обратить внимание. Надеюсь, мое образовательное путешествие позволило немного ближе познакомиться с системой дошкольного образования Вьетнама.

        IMG-20231116-WA0104.jpg

 

 

logo final